Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Причастие, вечеря, трапеза Господня. 2 символа Нового Завета

ПРИЧАСТИЕ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Причастие, вечеря, трапеза Господня
Причастие, вечеря, трапеза Господня

Причастие, Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согласно синоптическим Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной (Мф 26:18 и след.; Мк 14:12 и след.; Лк 22:7 и след.).

Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Евангелие от Иоанна (13:1-30; ср. 18:28), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря.

Апостол Павел говорит, что вечеря установлена Самим Господом (1Кор 11:23 и след.), и поэтому называет ее «трапезой Господней» (1Кор 10:21) или «Вечерей Господней» (1Кор 11:20).

Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» (1Кор 10:21; 11:27).

I. ПАСХА КАК ФОН

ПАСХА КАК ФОН
ПАСХА КАК ФОН

Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соответствующая трапеза в древней Церкви, указывает на Пасху Израиля (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:1; 1Кор 5:7), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта (Исх 12:3-24).

Израильский праздник Пасхи создает фон для понимания Вечери Господней:

1) Пасха Израиля — когда народ Ветхого Завета после длившегося 430 лет египетского рабства (Исх 12:40) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока.

Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей.

Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами.

Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле египетской, то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов;

2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — пишет Павел (1Кор 5:7).

Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих Нового Завета Христос — пасхальный Агнец Нового Завета, принесенный в жертву (согласно Евангелию от Иоанна) на праздник Пасхи.

В соответствии с Ин 19:30 и след., можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне закололи в храме пасхальных агнцев.

Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь (Лев 17:11; 1Пет 1:18 и след.).

Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха (1Ин 1:7) и спасает нас (Евр 9:13 и след.; 13:12).

Через эту жертвенную смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу (Мф 27:51; Евр 10:19).

Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе.

II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

В своем аллегорическом толковании Павел соотносит Вечерю Господнюю с событиями, происходившими в период странствования израильского народа по пустыне (1Кор 10:3 и след.).

Он говорит о духовной пище и духовном питье «из духовного последующего камня», указывая, что этот камень олицетворяет Христа.

Чем для ветхозаветного народа в пустыне была манна небесная, тем для нового Божьего народа является участие в Вечере Господней — живым источником силы, черпаемой в воспоминании о долготерпении и победе Господа.

Здесь же содержится намек на то, что мы имеем дело с трапезой, созидающей единение верующих («И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие»).

Вечеря Господня — это трапеза Церкви Христовой, творимая в воспоминание о смерти Иисуса.

Как ветхозаветному Божьему народу было заповедано совершать Пасху в вечное воспоминание об исходе из Египта (Исх 12:24 и след.,42), так и новозаветная Церковь должна вечно вспоминать о смерти Господа: «Сие творите в Мое воспоминание!» (Лк 22:19).

Несмотря на то что этих слов нет в первых по времени написания Евангелиях от Марка и от Матфея, Павел однозначно указывает в самом раннем из известных нам упоминаний о Вечере Господней, что эти слова он воспринял от Самого Господа (1Кор 11:23 и след.).

Если бы Сам Иисус не заповедал Своим ученикам периодически повторять эту трапезу, то нельзя было бы объяснить, почему древняя Церковь с самого начала постоянно совершает воспоминание как нечто само собой разумеющееся (Деян 2:42,46; 20:7).

Когда совершается Вечеря Господня, то в ходе трапезы верующие вспоминают о великом подвиге спасения, который Бог совершил во Христе.

Тем не менее жертва Иисуса остается единократным, раз и навсегда законченным событием:

«Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр 9:28).

Смерть Иисуса неповторима, но Церковь должна постоянно вспоминать о Его жертве, собираясь для трапезы Господней.

IV. ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ

Греческое слово койнониа в своем изначальном значении выражает понятие «общение, соучастие».

В совместной трапезе церковная община переживает как свое приобщение к дарованному Богом прощению, так и единение верующих как членов тела Христова (1Кор 10:16 и след.).

Символом Церкви, как единого тела, является хлебный каравай.

Возможно, идея «один хлеб — одно тело» и была исходной точкой для образа Церкви как тела Христова, используя который Павел наглядно показывает единство христиан (1Кор 12:12 и след.).

Принимая Святого Духа, мы становимся членами тела Христова и наследуем нерасторжимое единство с нашим Главой в Его жизни и в принесенной Им жертве.

«Единство означает собираться вместе через каждые несколько дней и совершать трапезу» (Карл Хайм).

V. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЩЕНИЯ

Павел говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор 11:26) и «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1Кор 11:24).

Центральное место в этом возвещении занимает крест Христа. Иисус был предан смерти как разбойник — и это за нас!

«Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1Кор 11:25).

Таким образом, Причастие (Вечеря Господня) является и провозглашением Нового Завета, заключенного Богом с людьми на Голгофе, и в то же время благовествованием об искупительной смерти Иисуса.

Когда Бог заключал завет с Израилем на горе Синай, то в подтверждение лилась кровь жертвенных животных (Исх 24:8).

Подобным же образом был заверен и Новый Завет (Евр 9:15 и след.).

Ветхий Завет вовлекал Израиль в общение с Богом и превращал его в народ Божий.

Новый Завет распространяется на все человечество.

VI. ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ

Имеется в виду радость, связанная с грядущим пришествием Иисуса Христа.

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор 11:26).

Эти слова устанавливают временную границу Вечери Господней со вторым пришествием Иисуса и восхищением Его Церкви земная форма Вечеря Господня получит свое завершение. Она достигнет совершенства в Божьей славе (Лк 13:28 и след.; 2Тим 2:12; Откр 19:6 и след.).

Еще в ту ночь, когда Иисус со Своими учениками совершал Вечерю Господню, Он говорил о том, что однажды вновь разделит с ними хлеб и вино, но уже по новому, и это произойдет в «Царствии Божием» (Мф 26:29; Мк 14:25; Лк 22:16).

Поэтому уныние и отчаяние учеников в ночь предательства, когда Господь за трапезой говорил о Своем еще непонятном для них страдании, осветилось надеждой на славное грядущее.

С этого момента ученики, участвовавшие в трапезе, были охвачены в прямом смысле неземной радостью. Иисус пообещал им вновь встретиться с ними за праздничной трапезой в славе Отца.

Каждый раз, когда верующие в древней Церкви собирались для воспоминания о смерти Господа, их взоры обращались к великой трапезе радости, которую Иисус пообещал Своим.

Через участие в Трапезе Господней уверенность в чудесном, грядущем находила свое выражение в его радостном предвкушении.

VII. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Символизируя Божественное спасение, Вечеря Господней, с одной стороны, предназначена для самой Церкви, а с другой — для мира невидимого:

1) этот торжественный акт является символическим выражением прощения и искупления, полученных самой Церковью.

Очевидно, что первые христиане не совершали Вечерю Господнюю публично. Принимать участие в трапезе имели право только члены общины.

Сколько бы раз мы ни приходили к Господней трапезе, каждый раз Сам Господь заново дает нам подтверждение нашего спасения.

Хлеб и вино языком символов говорят нам: как верно то, что мы преломляем хлеб, так же верно и то, что Иисус позволил жестоко истязать Себя и принял смерть ради нас.

Как верно то, что мы пьем вино, так же верно и то, что Он пролил кровь ради нас, приняв поругание и будучи покинут всеми.

2) Вечеря Господня — это и единение детей Божьих перед невидимым миром.

По свидетельству Нового Завета, мы знаем, что ангелы Божьи и демоны следят за тем, что Бог совершает через Христову Церковь (Мф 18:10; 1Кор 11:10; Еф 2:2; 6:12; 1Пет 1:12; Евр 1:14).

Церковь Христова должна служить наглядным примером как миру ангелов, так и служителям сатаны, показывая, на что способна Божья премудрость (Еф 3:10).

Поэтому можно сказать, что, когда Церковь собирается за трапезой Господней, глаза невидимого мира направлены на нее.

ВИНО У ИУДЕЕВ

ВИНО У ИУДЕЕВ
ВИНО У ИУДЕЕВ

Из ягод винограда получали сок (Ис 63:2; Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными (Чис 6:3; Втор 23:25). Сушеный виноград, т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар 25:18, 30:12, в Синодальный перевод — «связки изюма»).

Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября.

Это было время радости (ср. Ис 16:9,10), особенно когда виноград начинали давить — с помощью пресса или ногами.

Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в расположенного ниже другой чан.

Как правило, оба чана высекались из камня.

Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою винограда (Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10; Иер 25:30; 48:33).

«Кровь гроздов» (Быт 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3).

Выжатый сок собирали в расположенный ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; Мф 9:17) или глиняные кувшины.

Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом (дрожжи.)

Позднее для получения сока стали применять пресс.

РАЗНОВИДНОСТЬ ПЕРЕВОДА

Виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Чис 18:12; Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] — алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт 9:21).

«Плод виноградный» (Мф 26:29; Мк 14:25) — издревле принятое у иудеев выражение, обозначало вино, которое употребляли во время богослужебных празднеств, например, при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы.

В Библии нередко говорится о вине, приправленного специями (Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет.

В то же время различаются вино и «крепкий напиток», который делали из других фруктов (например, фиников), меда или зерна (Ис 28:7; 29:9).

Названия сортов винограда обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18; Ос 14:8).

О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии.

Запасы вина, о которых говорится в 1Пар 27:27, могут свидетельствовать о существовании такого погреба.

В Песн 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино.

Неясно, однако, был ли это погреб.

Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне.

Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в которых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библейские времена были основными продуктами питания (2Пар 2:9; Пс 103:14 и след.; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Еккл 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26).

Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34; 1Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при царском дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7 и след.; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоятельно предостерегает (Притч 20:1; 23:29-35; Еф 5:18).

Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Чис 6:3 и след.; Суд 13:4), рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35).

СИМВОЛ ВОСПОМИНАНИЙ

СИМВОЛ ВОСПОМИНАНИЙ
СИМВОЛ ВОСПОМИНАНИЙ

ПАМЯТНИКИ ИЗ БЕТОНА

На Ленинском проспекте столицы вознесся под небеса памятник первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Он сооружен из титана — самого стойкого металла на земле, чтобы оставить память об этом человеке многим поколениям.

В Александровском саду Кремля каждый прохожий минует могилу Неизвестного Солдата, где горит вечный огонь. И это тоже памятник, поставленный в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Близ станции метро Китай-Город стоят каменные фигуры двух старцев. На постаменте мы читаем: «Кирилл и Мефодий».

Эти два великих человека впервые создали кириллицу и перевели на славянский язык Священное Писание.

Однако все такие мемориалы рано или поздно разрушаются и приходят в упадок. Иисус Христос, решив оставить памятник о Себе, создав такой, который пребудет до тех пор, пока существует эта планета. Таким памятником стала Вечеря Господня (Причастие).

В то время как человек, возводя монументы, использует редкие и дорогие камни и металлы, Иисус, выбирая материалы для Своего памятника, остановился на обычных вещах: хлебе и виноградном соке. Пшеница и виноград растут почти повсюду в мире, поэтому и память Иисуса может чтиться повсеместно.

Люди строят памятники из самого прочного материала, какой им доступен. Христос, наоборот, выбрал очень хрупкие и нестойкие компоненты. Хлеб быстро плесневеет и черствеет. Виноградный сок уже порез короткое время закисает и портится.

Значит, Иисус не рассчитывал на долговечность Своего памятника, из-за непрочности веществ его составляющих Скорее, Он понимал, что сохранение памятника Ему будет зависеть от любви Божией в сердцах Его последователей.

СВЯТОЙ КАННИБАЛИЗМ

Смешение языка образов и высказываний, имеющих буквальное значение, при изучении Библии это серьезная ошибка.

Рассмотрим тему ошибочного придания буквального значения текстам, которые имеют явный образный характер.

На следующий день после великого чуда насыщения множества народа несколькими хлебами и рыбками, толпы народа пришли за Христом к западному берегу Галилейского моря. Иисус порицал людей за то, что они проявляли больший интерес к материальным понятиям, чем к духовным.

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
(Иоан.6:26)

Затем Господь начал рассуждение о «хлебе жизни» и этим «хлебом» назвал Самого Себя.

48 Я есмь хлеб жизни.
(Иоан.6:48)

Среди прочего, Спаситель сказал:

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (стихи 53-54).

Некоторые ученики крайне удивились таким высказываниям. Они назвали эти слова «странными», и было очевидно, что им было трудно принять их (стих 60). У многих учеников это условие вызвало такую неприязнь, что они отошли от Иисуса и «уже не ходили с Ним» (стих 66).

В чем заключалась их проблема? Они буквально истолковали образное высказывание.

Кстати, они не были последними, кто также неправильно понял это повеление.

Некоторые использует данный текст в качестве подтверждения своего учения о так называемом «пресуществлении», теории о том, что элементы причастия действительно превращаются в плоть и кровь Христа во время вечери Господней.

Бертранд Конвей писал: «Внимательное изучение всей главы [главы 6 Евангелия от Иоанна] указывает на необходимость буквального толкования слов «есть плоть» и «пить кровь» (стр. 248).

Однако действительно «внимательное изучение» этой главы свидетельствует об обратном.

+В стихе 54 слова «ядущий» и «пиющий» это причастия настоящего времени, и это означает, что ученики должны были есть Его «плоть» и пить Его «кровь» в тот самый момент времени и постоянно продолжать это делать.

Буквальный перевод может звучать примерно следующим образом: «Продолжающий есть Мою плоть и пить Мою кровь».

Ученики не ели плоть и не пили кровь Господа в буквальном смысле слова в тот момент времени! Следовательно, здесь должно применяться образное значение.

+В данной главе Евангелия от Иоанна сказано, что употребление в пищу плоти и крови приводит к «жизни». Тем не менее, в этом же контексте «жизнь» описывается как следствие принятия «слов» Христа, то есть, Его учения (стих 63).

Таким образом, становится понятным, что потребление Его плоти и крови тождественно усвоению Его святых наставлений. Данные высказывания представляют собой образные выражения, обозначающие принятие евангелия.

+Такой же вывод следует из фразы «пребывает во Мне, и Я в нем» (стих 56). Эти взаимоотношения являются следствием потребления «плоти» и «крови» Христа. Однако в другом отрывке Иоанн приравнивает отношения «во Мне» и «в вас» с «сохранением Его заповедей».

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
(1Иоан.3:24)

Следует также отметить, что некоторые христиане, возглавляя причастие, цитируют отрывки из шестой главы Евангелия от Иоанна как основание для составных элементов вечери Господней. Хотя они это делают из лучших побуждений, они неправильно используют данный контекст, в котором нет конкретных указаний на вечерю Господню.

В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Ряд конфессий также неправильно толкуют еще один ряд новозаветных текстов, относящихся к учреждению Христом причастия.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:26-29)

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
(Мар.14:22-25)

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
(Лук.19:19,20)

Речь идет о следующих словах Спасителя: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое. … сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». И в этом случае совершается ошибка, в которой образное воспринимается как буквальное.

В данном контексте «хлеб» и «плод сей виноградный» становятся символами тела и крови Спасителя. Это довольно очевидно, если принять во внимание следующие факты.

+Те продукты, которые предстояло вкусить ученикам, не могли быть плотью и кровью Господа в буквальном смысле слова; Он по-прежнему пребывал в Своем теле, и Его кровь еще не была пролита.

+В связи с этим хлебом и плодом виноградным Христос наставлял учеников: «сие творите в Мое воспоминание».

Сравните

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
(Лук.22:19)

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
(1Кор.11:24,25)

В этих словах предвосхищается использование предписанных элементов после учреждения церкви (ср. Лук. 22:30), когда Христос уже не будет с ними, и по этой причине им понадобится «воспоминание» о Нем.

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

(Лук.22:30)

+В соответствии с учением католической церкви, как только произносятся слова Спасителя: «сие есть тело Мое … сие есть кровь Моя», хлеб и плод виноградной лозы становятся физическими плотью и кровью Господа. Однако даже после того, как Иисус произнес эти слова, содержимое чаши по-прежнему оставалось «плодом сим виноградным» (Мат. 26:29).

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:29)

+Истина заключается в том, что Христос использовал образный язык. Здесь использован такой троп, как «метафора». Слово «есть» (и его форма «есмь») имеют здесь значение «символизировать; олицетворять». Сравните употребление этого слова Иисусом: «Я есмь пастырь добрый» и «Я есмь Лоза» (Иоан. 10:11; 15:5).

Признание этого тропа способно предотвратить отступление от простой евангельской истины.

ПЕЙТЕ ЧАШУ СИЮ

Так как мы начали рассматривать вопросы, относящиеся к вечере причастия, вполне уместно будет затронуть убежденность незначительного меньшинства в церкви относительно сосудов, используемых для плода лозы.

Некоторые братья утверждают, что только один сосуд может использоваться при раздаче плода виноградной лозы. Сторонники этой точки зрения придают большое значение тому факту, что Иисус взял «чашу» (единственное число) при учреждении вечери. Утверждается, что эта единственная емкость для напитка создает прецедент на все времена. Предположительно, одна чаша стала символом всего Нового Завета – один завет для народа Божьего.

В основе этого представления, которое, к сожалению, разделило народ Божий, лежит отсутствие понимания того, что емкость, или сосуд, лишена всякого духовного значения.

Употребление слова «чаша» в этой связи являет собой форму метонимии, когда одно употребляется вместо другого, то есть, емкость обозначает ее содержимое.

Мы нередко используем этот троп, когда говорим: «Ему понравился чай?» «Да, он выпил целую чашку». Или: «Чайник кипит». Когда Моисей написал: «… земля растлилась» (Быт. 6:11), он, конечно, имел в виду людей, населявших землю. То, что Христос особо выделял не материальную чашу, а ее содержимое, очевидно из следующих фактов.

+Аналогичные выражения употребляются в отношении как «хлеба», так и «чаши». Первое необходимо есть, а второе – пить.

Так как хлеб (а не поднос) являл собой средоточие первого элемента, то, аналогичным образом, «плод сей виноградный» (а не содержащая его чаша) была в центре внимания для второго элемента.

+Ученикам было заповедано «пить из чаши». Речь идет о напитке, а не о емкости, потому что «чаша» в данном случае обозначает ее содержимое.

+«Чаша», о которой идет речь, «проливалась» (Лук. 22:20), ее «разделяли» (Лук. 22:17) и «пили» (Мат. 26:27).

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
(Лук.22:20)

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
(Лук.22:17)

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
(Матф.26:27)

Все эти слова относятся к жидкости, а не к твердому сосуду.

+Логическое следствие учения «одной чаши» раскрывает его несостоятельность.

Если употребление слова «чаша» предусматривает, что церковь должна быть ограничена одним «сосудом» при осуществлении причастия, и при этом «чаша» символизирует Новый Завет, тогда каждая церковь должна ограничиться только одним экземпляром Нового Завета при обучении людей.

Конечно, такой вывод никто не примет.

Нас не может не огорчать тот факт, что тело Христово разделилось из-за такого незначительного вопроса и нежелания людей понять употребление простого тропа.

НЕМНОГО ИТОГОВ

Столь простые символы, которые Иисус выбрал для воспоминания о Его страданиях, о причинах Его смерти и воскресения — носят очень глубокий смысл.

Никто не будет спорить с тем, что сегодня самостоятельно довольно таки просто испечь хлеб без дрожжей и выжать сок из винограда. Но образный смысл этих продуктов должен понимать каждый христианин.

Статья по теме: Почему на Вечере Господней был пресный хлеб?

Символически, дрожжи олицетворяют грехи. Иисус прошел Свой путь без греха и стал истинной жертвой. Его тело не имело греха, как хлеб не имеет дрожжей. Его кровь чиста, как чист и не забродил сок.

В Библии «вино» имеет три значения:

  • знакомый сегодня для каждого из нас — обычный сок,
  • забродивший сок, то есть алкогольное вино
  • и «плод виноградный» — обычный сок для ритуалов, например, Пасхи.

Иисус совершал Пасху со своими учениками и в этот период по традиции иудеев на столе не могло быть алкогольных напитков. Был пресный хлеб (маца), горькие травы и обычный виноградный сок.

Одобренный пример первых христиан — совершать ритуальную трапезу каждый первый день недели, каждое воскресенье.

Вечеря, причастие или таинство, обычно так принято называть эту часть Богослужения. Однако Апостол Павел, осуждая поведение христиан Коринфа, ясно дает понять, что это не просто обычное застолье, а трапеза Господня.

То есть изначальное значение всего этого действия — совместные разделение еды: не хаотичное поглощение пищи, а осознанное понимание символов и общности с верующими окружающими стол.

У христиан первого века не было графиков работы, как сегодня, например, с 9.00 до 18.00. Они трудились с восхода солнца и до заката. Большая часть верующих были бедны и даже обычный хлеб был на тот момент роскошью. В Коринфе из-за непонимания целей причастия к трапезе Господней, многие ели первыми, а другим даже не доставалось.

Время трапезы так же обусловлено возможностями первых христиан и выпадало на ужин. В Новом Завете нет четких указаний на время проведения причастия. Само слово «вечеря Господня» не имеет в себе значения времени суток! Причастие — это трапеза!

Специально время нашего Богослужения мы назначали на утро, чтобы в обед мы могли отравиться в другой город на следующее Богослужение. В обеих церквях была трапеза Господня.

Знаю, что у других церквей даже по три Богослужения в день: утром, в обед и вечером — чтобы успели все.

Изначально, в нашем собрании сок разливали по маленьким стаканчикам до общей молитвы причастия. После, один из братьев привел свои аргументы, чтобы сначала произнести молитву, а только потом разлить сок по стаканчикам.

В собрании мы посчитали, что греха в этом не будет. И стали разливать сок уже после молитвы.

Материал этой темы оказался весьма обширным и по возможности я буду стараться добавлять главы к текущему посту.

Несколько мест из Библии по теме поста

очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
(Лук.22:14-20)

если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:53-58)

кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно

18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1Кор.11:18-34)

не есть ли приобщение

15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10:15-17)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библия — Синодальный перевод
  2. Библейский словарь Брокгауза
  3. American Bible Academy and Resource Center — урок 8.
  4. Уэйн Джексон. Библейская стилистика. Подмена образного значения буквальным. Часть 2.
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

4 КОММЕНТАРИИ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading